Сетевой
этикет и сетевая безопасность
1 Отправка сообщений электронной почты.
Электронная почта предназначена, прежде всего, для связи
между знакомыми людьми и режим работы с ней приравнивается к обычному
телефонному разговору, только «заочному». По электронной почте можно
обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован
его владельцем.
Отправка незатребованной корреспонденции
является нарушением правил сетевого этикета и называется электронным
спамом. В зависимости от грубости нарушения спаммер может
быть наказан. Использование программ массовой рассылки электронной почты
для отправки рекламы (даже и добросовестной) – это грубое нарушение.
К незнакомым людям можно обратиться с
просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не
претендуя на получение ответа. Как правило, обращения, относящиеся к
сфере профессиональных или личных интересов корреспондента, вызывают
доброжелательный отклик. Неполучение ответа следует рассматривать как
нежелательность или невозможность установления контакта и повторять
обращение не следует.
При обращении к незнакомым людям следует
воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использования других
средств связи, отличных от электронной почты. Так, например, не следует
обращаться даже с очень вежливой просьбой позвонить по телефону или
отправить обычной почтой письмо с автографом на память. Такие просьбы
остаются без ответа, а их повторение рассматривается как спам.
В тексте сообщения никогда не надо
использовать прописные буквы. ТЕКСТ, ВЫДЕЛЕННЫЙ ТАКИМ ОБРАЗОМ,
рассматривается как крик. В лучшем случае его относят к неграмотности в
вопросах сетевого этикета.
2 Прием сообщений электронной почты.
Содержание ответа зависит от того, получено ли оно от
известного источника или от неизвестного.
Отвечать знакомым людям следует так, как обычно отвечают по телефону.
Если в данный момент выполнить поступившую просьбу нельзя, следует прямо
об этом сообщить, не затягивая с ответом более, чем на сутки.
Если обращение поступило от незнакомого
лица, следует понять, обосновано оно или нет. Если обращение обосновано,
следует ответить в течение трех дней. Если обращение не обосновано
(например, это незатребованная реклама), на него нельзя отвечать ни в
коем случае. Любой ответ, даже резко негативный, является для
спаммера подтверждением действительности почтового адреса и вызывает
новый поток сообщений от него и от других спаммеров. Действительные
электронные адреса являются предметом торговли среди дельцов от рекламы,
особенно если о владельце адреса известны дополнительные сведения (пол,
возраст, образование, личные данные). По этим же причинам не следует
заполнять анкеты, поступающие по электронной почте, даже если в них
обещается огромный выигрыш в лотерее.
Сообщения электронной почты могут иметь
вложения. Так, например, к электронному письму может быть приложен
файл с фотографией или, например, с программой,
документы, выполненный в текстовом процессоре. К
этим вложениям надо подходить, как подходят к посылке, полученной от
неизвестного доброжелателя. Посылка может содержать взрывное устройство.
Если письмо с вложением получено от
знакомого человека, значит, в тексте письма он обязательно должен был
указать, что он приложил и зачем. Если письмо с вложением получено от
незнакомого лица, файл вложения следует удалить, не читая и не
просматривая, каким бы заманчивым ни было предложение им воспользоваться.
Программные файлы, рассылаемые таким образом, часто содержат вирусы,
а файлы документов – макровирусы.
3 Отправка сообщений в телеконференции.
К отправке сообщений в телеконференции (группы новостей)
следует подходить как к отправке электронной почты, только еще строже.
Поскольку за содержанием телеконференций следят большие массы людей,
сообщения, не относящиеся к теме конференции, или рекламные сообщения
вызывают массовый протест. Например, отправка
сообщения о любимом певце в группу новостей, занимающуюся спортом, или
сообщения о любимой футбольной команде в группу, занимающуюся музыкой, -
это тоже нарушение сетевого этикета.
Таким образом, отправляя сообщения в
системы телеконференций, следует особенно тщательно продумывать как
содержание, так и стиль, и язык сообщения.
4 Безопасность в
World Wide Web. Работа в Сети создает
ощущение вседоступности и вседозволенности. Интернет кажется
бесконтрольным. Из-за этого люди могут чувствовать неограниченную
свободу действий, особенно если полагают, что они анонимы. Это не
так. Насколько весь мир открыт человеку, настолько же и человек открыт
всему миру. Несмотря на кажущуюся бесконтрольность, совершать аморальные
или неправовые действия в Интернете могут только очень наивные и
недальновидные люди. Легкость доступа к открытой
информации в WWW отнюдь не означает легкости
доступа к закрытой информации, а такую информацию имеют большинство
локальных сетей и автономных компьютеров, подключенных к Интернету.
Вопрос безопасности информации в Интернете находится под
постоянным контролем автоматических средств защиты. Любые попытки
незаконного доступа к закрытой информации немедленно регистрируются.
Пользователей, пытающихся получить доступ
к закрытой информации, называют хакерами. На ранних этапах
развития электронной связи, когда еще не было ни достаточных средств
защиты информации, ни правового регулирования мер защиты, бывали случаи
безнаказанного взлома серверов. Сегодня это не так. Во всех
странах мира приняты законы, запрещающие и незаконный доступ к
информации, и покушение на такой доступ.
|